Звуковая карта ASUS Xonar D2 была официально представлена в июне 2007 года на выставке Computex 2007 в Тайване. Это первый продукт в новой линейке звуковых устройств ASUS. Вскоре ожидается выход PCIe-версии звуковой карты Xonar D2X и USB-устройства Xonar U1. Имеется отдельный сайт с презентацией звуковых карт D2, D2X, U1.
Отличительные особенности ASUS Xonar D2:
Надписи на коробке рассказывают о позиционировании карты
и идущих в комплекте программах
Светодиодная подсветка видна через прорези в экране
Светодиодная подсветка разъемов миниджек
и универсальные электрический/Toslink коннекторы
расширяют удобства коммутации
Звуковая карта ASUS D2 со снятым металлическим экраном -
секретная начинка во всей красе
Карта по мнению производителя превращает любой компьютер в цифровой медиа центр. Другими словами, карта предназначена главным образом для воспроизведения звуковых файлов и дорожки к фильмам. Тем не менее, карта достаточно универсальна - имеет программный EAX2.0 и полноразмерные MIDI-разъемы на дополнительной заглушке, а также Ableton Live и SONAR LE в комплекте.
В конверторе PCM1796 используется разработанная Burr-Brown (TI) архитектура "Advanced Segment DAC". В чем основные особенности этого ЦАП?
24-битные данные на входе разделяются на 6 верхних и 18 нижних бит. Первые преобразуются в код ICOB (inverted complementary offset binary, дополняющий смещенный код). Оставшиеся 18 бит, содержащие MSB, поступают на пяти-уровневый дельта-сигма модулятор 3-го порядка, работающий по-умолчанию с 64-кратным оверсемплингом. Единичный уровень модулятора равен младшему значащему биту ICOB конвертора. Данные суммируются в 0-66-уровневый цифровой код и поступают в блок DWA (data-weighted averaging, осреднение взвешенных данных) для уменьшения шума рассогласования. Далее, данные преобразуются в аналог в дифференциально-токовом цифро-аналоговом преобразователе.
По замыслу разработчиков, архитектура Advanced Segment DAC преодолевает различные недостатки обычных схем работы мультибитных преобразователей, а также обеспечивает отличный динамический диапазон и невосприимчивость к джиттеру. Паспортные параметры действительно впечатляют: динамический диапазон 123 дБА, КГИ+шум 0.0005%. По параметру цена/качество данные преобразователи составляют здоровую конкуренцию флагманским изделиям AKM и Cirrus Logic с аналогичными параметрами.
Интересно, что PCM1796 рекомендуется как замена снятых с производства PCM1738 (117 дБ, 0,0004%), которые установлены в бытовом DVD-A/SACD плеере Pioneer 757Ai. Мы не упустим возможность сравнить звучание на DVD-Audio фонограммах тестируемой карты и представителя мира бытовой электроники.
Скриншот RMAA с описанием на коробке ASUS Xonar D2
среди других программ, идущих в комплекте
Карта ASUS Xonar D2 была создана при информационном сотрудничестве инженеров компании с командой разработчиков RMAA. На коробке с картой изображен скриншот программы RMAA 6, на диске с программами идет дистрибутив, плюс сотрудниками ASUS написана подробная инструкция по измерениям в RMAA и приведены типичные результаты, которые должны получиться.
В процессе нашего общения выяснилось, что ASUS D2 с первыми ранними драйверами не поддерживает в полной мере 24 бит под интерфейсом MME. Не вдаваясь в подробности, проблема существует по вине несовершенства звукового интерфейса Windows, где во избежание пересчета в 16 бит нужно принимать специальные меры. Мы отвергли странную просьбу ASUS убрать MME из нашего теста RMAA, посоветовав доработать драйвера. Таким образом, разработчикам пришлось реализовать 24 бит в полном объеме. Проверка показала нормальную работу в 24 бит с последней версией драйверов во всех интерфейсах. Таким образом, с одной стороны, RMAA показывает реально высокие параметры карт, а с другой - не позволяет расслабляться разработчикам. Creative в своих игровых картах сначала ограничился полноценными 24 битами только под DirectSound и ASIO, ссылаясь на ненужность интерфейса MME, но в данный момент имеется полноценная поддержка 24 бит под MME.
Очевидно, что ASUS бъет компанию Creative её же маркетинговым оружием - высоким показателем SNR. По измерениям на стандарте-де-факто, Audio Precision, ASUS D2 показывает , в то время как Creative Elite Pro дает На самом деле, значения уровня шумов лучше, чем -100 дБА не имеют большого практического смысла. Подобные значения ниже, чем мощность шума квантования 16-битного сигнала с дизерингом треугольной функции плотности распределения (TPDF). Так как никто до сих пор не жаловался на шумы музыкальных CD, следовательно, высокое соотношение сигнал/шум для целей простого прослушивания музыки - это overkill. .
Но, с другой стороны, высокий SNR - косвенный показатель уровня качества изделия. Посредственного качества преобразователи по своим характеристикам имеют низкие показатели сигнал/шум, что обусловлено упрощением схемотехники и ухудшением качества элементов чипа преобразователя. Таким образом, SNR в связке с прочими объективными параметрами качества (особенно показателями искажений), существенно повышает вероятность получения хорошо звучащего продукта, не говоря о средствах контроля допущенных промашек и компромиссов при разработке.
Имеющийся у карты экран оставляет много вопросов. Проблемы с электромагнитными наводками внутри системного блока, безусловно, преувеличены. Анализ спектра в различных конфигурациях компьютеров показывает ухудшение результатов от помех по питанию и обстановки с общей землей в конкретной системе. Способность демонстрации высочайших характеристик у множества профессиональных карт без всякого экрана и отсутствие изменений характеристик у Xonar D2 со снятым экраном это полностью подтверждает. Другой непонятный момент - экран покрыт краской, которая не проводит ток. В местах контакта с землей на карте, краска явно ставит крест на всем замысле. Измерения показали, что в нашем экземпляре каким-то чудом экран оказался заземлен. При ближайшем рассмотрении, контакт обеспечивался крепежными болтами, врезающимися в металл экрана в местах крепления. Ситуация усугубляется тем, что для предотвращения развинчивания от вибрации, резьба болтов в местах контакта покрыта краской - не исключен вариант отсутствия контакта экрана с землей в каких-то экземплярах карт. Совет будущим владельцам карты - либо снять экран, либо соскоблить с него краску в местах соприкосновения с заземляющими медными площадками на печатной плате.
Таким образом, экран карты Xonar D2 имеет, скорее, символическое значение, так как приносит некоторое успокоение для сознания пользователей, не обремененных грузом технических знаний и научных представлений о действительной физике процессов. Есть, по крайней мере, один негативный момент от применения экрана - ощутимый повышенный нагрев элементов печатной платы, что ведет как раз к подъему собственных шумов. Такая зависимость очевидна и отражена, например, в паспорте микросхем-преобразователей.
Xonar D2 Audio Center - контрольная панель карты
с включением/отключением режимов обработки
Диагностика ASIOASUS Xonar D2 ASIO
Измерения RMAA 6
Детальный отчет о тестировании в режиме 16 бит 44 кГц
|
Можно похвалить карту за аналогичные результаты в режиме ALT (когда используется внутренний посыл с ЦАП на АЦП) vs. тестирование через внешний провод. В обоих случаях динамический диапазон - на высоком уровне, более 116 дБА! Это подтверждает высокое паспортное значение около 118 дБА, отдельно для входа и выхода. В тех же условиях X-Fi Elite Pro показывает более 114 дБА, что, в свою очередь, убеждает в паспортных 116 дБА.
Подъем интермодуляционных искажений на частотах, близких к Fs/2, объясняется проникновением недофильтрованного в полосе подавления зеркального образа сигнала. Это хорошо видно, если запустить тест CCIF IMD вместо SMPTE, установленного в RMAA по-умолчанию. Проблема возникает только с 17 кГц и не представляет большой опасности для сигнала. На таких частотах мощность сигнала в реальных композициях намного меньше, чем в синтетическом тесте. К счастью, на слух данная особенность не фиксируется.
Тест интермодуляционных искажений (CCIF, синусоидальные тоны 19 кГц и 20 кГц, амплитуда -12 дБ).
Особенность присутствует только в режиме 44 кГц и только по аналоговому выходу
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ |
+0.05, -0.04
|
Отлично
|
Уровень шума, дБ (А) |
-116.7
|
Отлично
|
Динамические диапазон, дБ (А) |
116.5
|
Отлично
|
Гармонические искажения, % |
0.0003
|
Отлично
|
Гармонические искажения + шум, дБ(A) |
-104.0
|
Отлично
|
Интермодуляционные искажения + шум, % |
0.0008
|
Отлично
|
Взаимопроникновение каналов, дБ |
-97.3
|
Отлично
|
Интермодуляции на 10 кГц, % |
0.0005
|
Отлично
|
|
|
Не очень понятна разница в соотношении сигнал/шум между режимом 44 кГц и 48 кГц, 107.4 дБ против 116.5 дБ.
По цифровому S/PDIF интерфейсу такой разницы нет, так что программной обработкой объяснить это затруднительно.
Не было сомнений в том, что Asus Xonar D2 переиграет карты средней и нижней ценовых категорий, поэтому в соперники была выбрана старшая модель линейки карт Creative - X-Fi Elite Pro, с флагманскими преобразователями Cirrus Logic на борту.
Тестирование проводилось по отработанной методике и заняло большое количество времени. Понимая ответственность за объявленные результаты, мы предприняли все возможные меры для исключения ошибок, включая двойное слепое тестирование и многократную перепроверку. Тестируемые карты подключались в пассивный коммутационный блок, где осуществлялась подстройка уровня громкости сдвоенным резистивным регулятором. Далее, сигнал по профессиональному кабелю следовал к мониторам ADAM S2.5A. Сравнение производилось при мгновенном переключении.
По результатм прослушиваний обе карты демонстрируют высочайшее качество звучания, отдать какой-то одной из них предпочтение чрезвычайно сложно. На некоторых тестовых композициях разницы не слышно, на других - едва различим разный характер воспроизведения. X-Fi демонстрирует немного более четкую атаку, в то время как Xonar D2 дает чуть более широкую стерепанораму. Повторимся, разница настолько мизерная, что приходится по многу раз переключаться между устройствами, чтобы услышать эти тонкие различия. Ещё сложнее понять, какая из карт при этом ближе к оригиналу записи и предпочтительнее.
Впрочем, такое положение вещей типично для современных устройств высокого класса - разницу услышать весьма затруднительно даже при наличии высококачественного звукового тракта. Производители массовых устройств в настоящий момент приблизилась к полной реализации потенциала имеющихся преобразователей высокого класса, так что ожидать какого-то прорыва в этой области нельзя - резервы по качеству комплектующих практически полностью исчерпаны. С другой стороны, это позволит смело рекомендовать карты, подобные Xonar D2 и X-Fi Elite Pro для обладателей хорошей бытовой аппаратуры, не говоря о старших моделях активной компьютерной акустики.
Компания ASUS мощно и уверенно заявила о себе на рынке звуковых карт. Правильная ставка на высококачественные преобразователи и продуманная схемотехника дали отличный результат, который виден как на измерениях в RMAA, так и при прослушивании музыки. Отсутствие на рынке продвинутых звуковых DSP обусловило применение современного, но достаточно простого набортного процессора. Это отчасти компенсируется в драйверах, предлагающих различные обработки на базе алгортмов Dolby и DTS, а также собственную версию 3D-звука с поддержкой EAX2.0. Для бескомпромиссных хардкорных геймеров по прежнему безоговорочным приоритетом является продукция Creative. Если говорить о ценовом факторе, то $200 за карту с такими возможностями выглядит вполне адекватным запросом - Creative X-Fi Elite Pro стоит в полтора раза дороже. Вероятно, ещё более конкурентноспособной будет PCIe модификация, Xonar D2X, так как в настоящий момент для новой, беспощадно продвинутой шины PCIe наблюдается дефицит каких-либо звуковых карт.
ЗАКАЗЫВАТЬ ТОВАР МОЖНО В НАШЕМ МАГАЗИНЕ